Тайны
Святого Розария
Иоанн Павел II
Радостные
таинства
Светлые таинства
Скорбные таинства
Славные таинства
Радостные таинства
Первый цикл - радостные тайны - действительно знаменует радость,
излучаемую Воплощением. Это становится очевидным уже в момент
Благовещения, поскольку приветствие архангела Гавриила, обращенное к
Деве из Назарета, неразрывно связано с призывом к мессианской радости: "Радуйся,
Мария". Этому возвещению подчинена вся история спасения, более того, в
определенном смысле, вся история мира. Поскольку замысел Отца -
соединить все во Христе (ср. Еф 1,10), то Божественная любовь, с которой
Отец снисходит к Марии, чтобы сделать Ее Матерью Своего Сына, изливается
на все мироздание. В свою очередь, все человечество как бы заключено в
"fiat" ("да будет" - прим. пер.), которым Она немедленно подчинила Себя
воле Бога.
Под знаком радости проходит сцена встречи с Елизаветой: голос Марии и
присутствие в Ее чреве Христа заставили "взыграть" Иоанна (ср. Лк 1,44).
Преисполнена радости и сцена Рождества Божественного Младенца, Спасителя
мира, в Вифлееме: ангелы воспевают и возвещают его пастухам именно как "великую
радость" (ср. Лк 2,10).
Однако уже две последние тайны, хотя они и носят оттенок радости, несут
в себе знамения трагедии. Принесение Младенца во храм, хотя оно
исполнено радости посвящения и вдохновляет старца Симеона, отмечено
также пророчеством о том, что Младенец станет для Израиля "предметом
пререканий", а душу Его Матери пронзит оружие (см. Лк 2,34-35). Радостен
и, одновременно, трагичен приход Иисуса, двенадцатилетнего отрока, в
храм. Здесь Он предстает в Своей Божественной мудрости, слушая мудрецов
и отвечая им, как "научающий". Откровение о тайне Его Богосыновства,
абсолютной преданности Отцу возвещает радикальность Евангелия: оно
требует от человека разорвать самые дорогие для него узы ради Царствия.
Даже Иосиф и Мария, взволнованные и опечаленные, "не поняли сказанных Им
слов" (Лк 2,50).
Таким образом, размышлять о радостных тайнах - значит проникнуть в
окончательное обоснование и глубокую значимость христианской радости.
Это означает обратить взор на конкретное измерение тайны Воплощения и
уже смутно угадывающееся предвозвещение тайны спасительной скорби. Мария
ведет нас к постижению секрета христианской радости, напоминая нам, что
христианство - это, прежде всего, euanghelion, Благая Весть, средоточие
которой и даже само содержание заключено в Личности Христа, Слове,
ставшем плотью, Единственном Спасителе мира.
Светлые таинства
Переходя от детства и жизни Иисуса в
Назарете к Его общественному служению, мы созерцаем тайны, которые можно
назвать особым образом - светлые тайны. В действительности, вся тайна
Христа есть свет. Он - "свет миру" (Ин 8,12). Однако это измерение особо
проявляется в годы Его общественной жизни, когда Он провозглашает
Евангелие Царствия. Я желаю указать христианской общине на пять значимых
моментов этого этапа жизни Христа и полагаю, что светлыми тайнами можно
обоснованно назвать:
Его Крещение в Иордане;
Его Откровение о Себе Самом на брачном пиру в Кане;
Возвещение Царствия Божия и призыв к обращению;
Его Преображение;
Установление Евхаристии - сакраментального воплощения Пасхальной Тайны.
Каждая из этих тайн - это откровение Царствия, уже "наступившего" в
Самой Личности Иисуса. Первая светлая тайна - Крещение Иисуса в Иордане,
во время которого, когда Христос погружается в воды реки, - Невинный
соделался "грехом" за нас (ср. 2Кор 5,21) - отверзаются небеса и голос
Отца называет Его Возлюбленным Сыном (см. Мф 3,17 и далее), а Святой Дух
сходит на Него и призывает к будущей миссии. Светлая тайна - это и
начало знамений в Кане (см. Ин 2,1-12), когда Христос, претворив воду в
вино, открывает сердца учеников для веры, по заступничеству Марии,
первой из верных. Светлая тайна - проповедь Иисуса, в которой Он
возвещает приближение Царствия Божия и призывает к обращению (см. Мк
1,15), отпуская грехи тем, кто со смиренным упованием приближается к
Нему (см. Мк 2,3-13; Лк 7,47-48) - вот начало служения милосердия,
которое Он будет исполнять вплоть до конца мира, особенно - через
таинство Примирения, вверенное Им Своей Церкви (см. Ин 20,22-23).
Преображение - светлая тайна в полном смысле этого слова; согласно
Преданию, оно произошло на горе Фавор. Божественная слава сияет на Лике
Христа, тем временем Отец призывает апостолов, пребывающих в экстазе,
слушать Его Сына (см. Лк 9,35 и параллельные места) и готовит их к тому,
чтобы пережить с Ним агонию Страстей и войти с Ним в радость Воскресения
и в жизнь, преображенную Святым Духом. Последняя светлая тайна -
установление Евхаристии, в которой Христос под видом хлеба и вина дает
Себя, Свое Тело и Кровь, "в пищу" и "до конца" свидетельствует о Своей
любви к человечеству (ср. Ин 13,1), ради спасения которого Он вскоре
пожертвует Собой.
В этих тайнах, за исключением чуда в Кане, присутствие Марии неявно.
Евангелия лишь вскользь вспоминают о том, что Она случайно была на
проповеди Иисуса (см. Мк 3,31-35; Ин 2,12), в них не содержится никаких
сведений о том, что Она участвовала в Тайной Вечери, во время
установления Евхаристии. Однако роль, которую Она исполняла в Кане,
определенным образом повторяется на протяжении всего служения Христа.
Откровение, данное Самим Отцом во время Крещения в Иордане, повторил
Иоанн Креститель; вложенное в уста Марии в Кане, оно стало великим
материнским советом, с которым Она во все времена обращается к Церкви: "Что
скажет Он вам, то сделайте" (Ин 2,5). Это напоминание наилучшим образом
вводит нас в слова и знамения Христа, данные в Его общественном служении,
это - своего рода богородичное основание всех светлых тайн.
Скорбные таинства
Евангелия уделяют огромное внимание
скорбным тайнам Христа. С самого начала христианское благочестие -
особенно Великим Постом через литургию Крестного Пути - было
сосредоточено на отдельных моментах Страстей, интуитивно угадывая в них
кульминацию откровения любви и источник нашего спасения. Розарий
выбирает несколько эпизодов из Страстей Господних, уча молящегося
обратиться к ним духовным взором, чтобы заново пережить их. Размышление
начинается в Гефсиманском саду, где Христос переживает особые страдания,
видя волю Отца - немощная плоть борется с искушением взбунтоваться.
Здесь Иисус противостоит всем мыслимым искушениям, всем грехам, чтобы
сказать Отцу: "Не Моя воля, но Твоя да будет" (см. Лк 22,42 и
параллельные места). Его "да" упраздняет "нет", сказанное прародителями
в Эдемском саду. Чего Ему стоила такая приверженность воле Отца, мы
видим в следующих тайнах, в которых Он через восхождение на Голгофу,
бичевание, увенчание терниями, смерть на кресте подвергнут
невообразимому позору: "Ecce homo" ("Се, человек" - прим. пер.)!
В этом унижении открылась не только любовь Бога, но само значение
человека. Ecce homo: кто хочет познать человека, должен научиться
постигать его смысл, исток и исполнение во Христе, Боге, Который ради
любви уничижил Себя "даже до смерти, и смерти крестной" (см. Флп 2,8).
Скорбные тайны заставляют верующего пережить смерть Иисуса, стоя у
креста рядом с Марией, и вместе с Ней погрузиться в бездну любви Бога к
человеку, чтобы в полной мере ощутить ее возрождающую силу.
Славные
таинства
"Но созерцание Лика Христа не может исчерпываться созерцанием образа
Распятого. Он Воскрес!" [Иоанн Павел II. Апостольское послание "Novo
millennio ineunte", 28: AAS 93 (2001), 279]. Розарий неизменно выражает
эту истину веры, приглашая верующего, преодолев тьму Страстей, обратить
взор на славу Христа в Воскресении и Вознесении. Созерцая Воскресшего,
христианин заново открывает для себя основание своей веры (ср. 1Кор
15,14) и переживает радость не только тех, кому явился Христос -
апостолов, Марии Магдалины, учеников, следовавших в Эммаус, - но и
радость Марии, Которая, должно быть, не в меньшей степени была
свидетельницей новой жизни Прославленного Сына. В эту славу, в которой с
момента Вознесения Христос пребывает одесную Отца, Она сама будет
введена Успением, предвосхитив воскресение плоти - удел, предназначенный
для всех праведников. Увенчанная, в конце концов, славой - гласит
последняя славная тайна - Она блистает как Царица Ангелов и Святых,
Предвосхищение и Завершение эсхатологического состояния Церкви.
В средоточие славы Сына и Матери Розарий ставит в третьей славной тайне
Пятидесятницу, в которой Церковь явлена как семья, соединенная с Марией,
оживляемая могущественным излиянием Святого Духа, готовая к миссии
евангелизации. Созерцание этой, равно как и других славных тайн, должно
вести верующих ко все более живому постижению новой жизни во Христе,
внутри Церкви, - жизни, "иконой" которой служит сцена Пятидесятницы.
Таким образом, славные тайны питают в верующих надежду на достижение
эсхатологической цели, к которой они стремятся, будучи членами Народа
Божия, странствующего в истории. И это не может не побуждать нас
мужественно свидетельствовать о Благой Вести, которая придает смысл всей
нашей жизни.
Молитва Святого розария
рис.1. Крестное Знаменье; Прочитай Символ Веры: Верую во единого Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли видимым же всем и невидимым, И во Единого Господа Иисуса Христа ,Сына Божия, Единородного, Иже от Отца рожденного прежде всех век, Света от Света, Бога Истинна от Бога Истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Им же вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения , сшедшаго с небес и воплатившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася . Распятого же за ны при Понтийстем Пилате и страдавша и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием . И восшедшего на небеса и седящя одесную Отца. И паки грядущаго со славаю судити живым и мертвым, Его же царствию не будет конца. И в Духа Святого, Господа Животворящего, Иже от Отца исходящего, иже со Отцем и Сыном споклоняема и славима, глаголавшаго пророки. Во едину Святую Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых , и жизни будущего века. Аминь.
рис. 2. Прочитай Молитву Господню: Отче Наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твоё; да приидет царствие Твоё; да будет воля Твоя , яко на небеси и на земли; хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим ; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго. Яко Твоё есть царство, и сила, и слава во веки веков. Аминь.
рис. 3. Помолись три раза молитвой Богородице Дево радуйся (каждая бусинка соответствует одной молитве): Богородице Дево, радуйся , Благодатная мария, Господь с Тобою; благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего, Яко спаса родила еси душ наших.
рис. 4. Скажи << Слава Отцу...>> : Слава Отцу И Сыну и Святому Духу, И ныне и присно и во веки веков. Аминь.
рис. 5. Огласи таинство (смотри ниже список таинств), и затем помолись молитвой << Отче Наш...>> .
рис. 6. Помолись десять раз ( одна декада) молитвой << Богородице Дево...>> , размышляя во время молитв о провозглашенном таинстве.
рис.7. Скажи << Слава Отцу...>>
рис. 8. Помолись, (После окончания каждой декады): О, Мой ИИсусе, прости нам грехи наши, избави нас от адскаго огня и приведи все наши души на Небо.
рис. 10. Помолись: Радуйся , Святая Царица, Мать Милосердия, Наша жизнь, наша сладость и наша надежда , к Тебе мы взываем, мы, бедные изгнанные дети Евы; К тебе мы направляем свои вздохи, печали и плачи в этом юдоле слёз; обрати к нам , Ты , милостивейшая Защитница, свои глаза милосердия , и запечатли в сердцах наших истинный образ Благословенного Плода Чрева Твоего, Иисуса. О, милостивая, О, лыбящая, О, сладкая Дева . Мария Молись за нас, О Святая Мать Наша, чтобы мы были достойны обещаний Иисуса Христа. Аминь.
Список таинств:
Первая, Радостная декада Святого Розария:
Первое радостное таинство - Благовещение Результат таинства: Смирение
Второе радостное таинство - Посещение Елисаветы Результат таинства: Любовь к ближнему
Третье радостное таинство - Рождество Иисуса Христа Результат таинства: Рождение Христа в нас
Четвёртое радостное таинство - Введение Господа во храм Результат таинства: послушание
Пятое радостное таинство - Обретение Господа во Храме Результат таинства: Обретение Христа в нас
Вторая, Скорбная декада Святого Розария:
Первое скорбное таинство - Гефсиманское моление Господа Результат таинства: Христос молиться в нас
Второе скорбное таинство - Бичевание господа Результат таинства: Христос в нашей плоти
Третье скорбное таинство - Увенчание терновым венцом Результат таинства: Христос в нашем Духе
Четвёртое скорбное таинство - Несение креста Результат таинства: Следование пути Божем
Пятое скорбное таинство - Распятие Господа Результат таинства: Сороспятие
Третья, славная декада Святого Розария:
Первое славное таинство - Воскресение Господа Результат таинства: Вера
Второе славное таинство - Вознесение Господа Результат таинства: Надежда
Третье славное качество - Сошествие Святого Духа Результат таинства: Любовь к Богу
Четвёртое славное таинство - Успение Марии Результат таинства: Вознесение
Пятое славное таинство - Небесное увенчание Результат таинства: Увенчание
пояснения крисунку: Чётки для молитвы включают в себя 59 бусинок: - 5 декад, состоящие из 10 бусинок ( рис. 6); 5 бусинок , расположенные между декадами и разделяющие их ( рис. 5 и рис. 8); дополнительные элементы: дополнительные бусинки (рис.3), крестик ( рис. 1), медальон (рис. 10).
Молитесь на Чётках
Вы можете молится на чётках используя и другии формы молитв, или использовать чётки для подсчёта поклонов.
Например: рис.1- симол веры (ВЕРУЮ...)
рис.8- Отче Наш...
рис.6- Господь Иисус Христос, помилуй меня грешного. и. т. д.